Лекция 20
Составление рунескриптов
-Здравствуйте. На прошлом Кубке Огня в первом туре чемпионы должны были создать охранный предмет. Все четверо использовали для этого руны. Выбор в большинстве случаев был более или менее удачен. Но никто не решился составить настоящий рунескрипт.
- Что это такое? Это "сплав" рун. Иногда его также называют "связующей руной". Однажды мы встречались с ней. Дело было на "Контрольной работе" на прошлом курсе.
- Кратко и красочно процесс построения рунескрипта описывают так: человек каким-то образом складывает картинку из рун, потом оценивает ее, и либо начинает все заново, либо исправляет, либо оставляет, как есть. =)
При построении рунескрипта надо думать сначала о его смысле, затем о его композиции. Необходимо выбрать руны, которые будут входить в рунескрипт, предусмотреть легкость его чтения и приятный вид изображения. Всего рунескрипт составляют не больше чем из пяти рун. В противном случае вы, во-первых, можете в итоге обнаружить начертания всех 24х рун в рисунке и не сможете его никогда разобрать, во-вторых, столкнетесь с разночтением, противоречием рун и распыленным действием рунескрипта. Для сложных магических действий, которым необходимо больше рун, обычно составляют несколько отдельных рунескриптов.
Я не раз говорила вам о том, что при работе с рунами для нас очень важны намерение и цель, которую мы перед собой ставим. Руны в рунескрипте должны действовать в соответствии с целью. Но о том, какие руны должны входить в рунескрипт для различных действий вы, в общем-то, во многом уже способны догадаться, а к тому же, мы будем еще не раз говорить об этом при написании заклинаний и создании амулетов. Точнее, вы уже не будете, если закончите седьмой курс).
Сегодня мы поговорим о технических вопросах составления «связующей руны». Вы должны хорошо видеть свои руны в рунескрипте. Если при первом прочтении вы не видите нужной руны, а лишь потом с трудом отыскиваете ее, то ассоциация с необходимым действием возникает хуже — соответственно, хуже становится и действие рунескрипта. По мере обретения опыта этот эффект сглаживается или вообще исчезает, однако появляется привычка делать читаемые рунескрипты.
Читаемость складывается из собственно изображения рун и их комбинации. Есть два взгляда на вопрос изображения. Одни рунологи считают, что изображения рун при составлении рунескрипта не стоит трогать, поворачивать или переворачивать. Это значительно облегчает чтение, так как руну легче опознать в вертикальном положении. Другие рунологи комбинируют руны в различных поворотах, что в целом облегчает составление рунескрипта, позволяет привязывать к нему различные руны и усовершенствовать эстетический образ картинки. Есть в обоих случаях и недостатки. Поэтому вертеть надо разумно =)
При комбинировании рун каждая линия рунескрипта должна принадлежать хотя бы одной руне, что понятно – лишних линий нигде быть не должно, это не художественное рисование. Но кроме того, каждая руна должна содержать хотя бы одну уникальную линию, то есть принадлежащую только ей. Следует также учесть (по известной необходимости читабельности), что нужные руны не должны «исчезать» или «скрываться» в рунескрипте. Также надо стараться избегать появления «лишних» рун. Все это непросто, ведь, как вы помните, руны виделись Одину в узоре из брошенных на землю девяти палочек, а значит, из нескольких рун можно составить изображение другой руны. Вот например, соединив Асс (Ansuz) и Кен (Kenaz), можно получить вполне явную Рейд:
Для того, чтобы избежать этих проблем, часто прибегают к помощи зрительных ассоциаций или узнаваемых геометрических особенностей рун.
Элемент |
Изображение |
|
Квадрат |
Инг, Одал |
|
Бантик |
Манназ, Дагаз |
|
Треугольник |
Терс, Рейд, Винья, Беркана |
|
Стрелка |
Тир |
|
Корона |
Олгиз |
|
Крест |
Гебо |
|
Параллельные линии \\
| Асс
| |
Параллельные линии //
| Фе (Феху)
|
Руны Hagalaz, Perth, Ehwaz и Sowulo обладают и без того вполне примечательной собственной формой.
Соответственно, при составлении рунескрипта вы НЕ должны допускать в рисунке узнаваемые элементы из верхних строчек (квадрат, бантик, треугольник, стрелка, корона) приведенной таблицы, если вы НЕ хотели использовать соответствующие руны. С крестом и параллельными линиями тоже надо быть осторожнее.
Некоторые руны, лишенные ярких признаков, можно увидеть практически в каждом рунескрипте (Ур, Кен, Ниид, Исс, Эйваз и Лагу). Особенно это касается Исс =). В то же время, руны они полезные, а в рунескрипте теряются. Чтобы их выделить, существует несколько хитрых способов.
Руна Ур хорошо видна в относительно простых рунескриптах, но в сложных (с большим количеством рун и линий) легко теряется. Выход очевидный - не делать таких сложных рунескриптов. =) Есть альтернативный способ – отводить руну в рисунке подальше и не делать основой для других рун.
Руна Кен – всем известный «уголок». Он встречается в других рунах, но всегда с вертикальной линией, к которой он прикреплен. Чтобы выделить Кен, надо выделить угол и расположить его вдали от вертикальных прямых.
Руна Ниид – красивая, утонченная руна с легко запоминающейся наклонной чертой, которую надо выделить. Для этого вы либо ставите руну в центр и прикрепляете к концам той самой линии другие руны, что мне не очень нравится, так как часто делает рисунок громоздким. Либо вы оставляете половинку черты ни с кем не смежной.
Руна Исс – вертикальная линия. Она отсутствует только в пяти-шести рунах. Если их поворачивать – значительно меньше (две). Чтобы сделать акцент на вертикали, надо ее «вытянуть» в рисунке рунескрипта, сделать его более стройным. Лучше выбрать одну линию, к которой не будет прилагаться других рун, а если и будут, то всякие диагональные линии лучше располагать слева, а не справа от вертикали (так как иначе вы получите Феху или Асс).
Руна Эйваз с двумя хвостиками отличается от других рун «хвостиком» снизу. Его необходимо оставлять на видном месте в одиночестве. Иногда лучше оставлять оба «хвостика» - тогда она становится легко узнаваемой.
Руна Лагу похожа на Эйваз без нижнего «хвоста». Выделить ее еще сложнее. Рядом с «хвостом» не должно быть других диагональных линий, которые могут свести ее к Асс. Также можно «приподнять» руну с хвостиком на рисунке.
Среди композиционных свойств, которыми должен обладать хороший рунескрипт, выделяют компактность, сбалансированность, симметричность и целостность. Когда речь идет о компактности, рунескрипт призван минимизировать количество линий. При этом читаемость явно снижается, а выделение рун усложняется. Надо найти равновесие, гармонию между этими требованиями.
В соответствии с условием компактности (а также другими, уже указанными условиями) в рунескрипт входит не больше пяти рун. Однако некоторые руны сами по себе содержат много линий. В первую очередь, это Терс, Рейд, Беркана, Манназ, Инг, Дагаз. Во вторую, Винья, Хагал, Перт и Эваз. Если «обширная» руна одна в рунескрипте, ее берут за основу, к которой прикрепляют остальные руны. Если таких рун больше, из них стараются составить единую, симметричную фигуру, которая затем может использоваться как одна руна.
Пример. Сочетание Перт, Эйваз и Эваз. Просто так будет не самым красивым зрелищем. А если правильно соединить Перт и Эваз:
и аккуратно добавить к этому «неяркую» Эйваз,
получится красивая связующая руна.
Принцип целостности рунескрипта предполагает, что он весь должен выглядеть как одна руна и никакие руны не должны «вылезать» из него и стоять не на своем месте. Принцип легко объясним – нам нужно совместное, общее действие всех рун, а не все руны по отдельности, иначе мы бы и не мучились с его составлением =)
Связанность рисунка как композиции предполагает, что из любой точки рунескрипта можно дойти до другой точки, двигаясь только по линиям. Особые проблемы возникают с руной Яра, которая сама по себе состоит из двух отдельных частей. В таком случае либо связанность игнорируется и рунескрипт распадается на две половинки по руне Яра, либо две половинки руны соединяют руной с вертикальной линией. Так или иначе, нельзя бросать какую-то одну половинку отдельно от остального рисунка.
Правильность местонахождения рун оценивают обычно по внешнему виду и внутреннему ощущению.
Композиция является сбалансированной, если ее зрительный центр совпадает с геометрическим, в противном случае часть композиции будет «ускользать» от взгляда, что нехорошо. Что еще хуже, несбалансированность часто раздражает глаз человека, и при размещении в пространстве будет возникать желание сдвинуть рисунок. Поэтому рекомендуется рисовать рунескрипт сразу в замкнутом пространстве.
Кроме того, рунескрипт должен быть по возможности симметричен, относительно вертикали, горизонтали или центра. Иногда возможна «почти симметрия» =)
Смысловая ассоциация в рунескриптах встречается редко, но ценится высоко. Речь идет о рунескрипте, который по внешней форме, хотя бы косвенно, ассоциируется со своим предназначением.
- соединение рун Тир и Олгиз. На что, вы думаете, похоже? На волшебный жезл, который, конечно, всякой магии поможет, но защите и нападению в первую очередь. Многие руны обладают внешними ассоциациями – я упоминала их, когда мы проходили отдельные руны.
Вот и все правила. Если ничего не забудете, получите отличный рунескрипт. Дома. Всего хорошего!
Домашняя работа
1. Проанализируйте, какие существуют недостатки у двух подходов к построению рунескрипта (только прямое изображение рун и допускаемые повороты). Какой способ вы считаете лучшим и почему?
2. Найдите все возможные руны в данном рунескрипте. Какие руны в нем «теряются», а какие видны хорошо? Вспомните значения этих рун и подумайте, как они будут действовать совместно (логическое предположение, не более).
3. Нарисуйте рунескрипт из рун: Хагал, Кен, Гебо и Ниид.
Требования к домашним работам лучше все-таки посмотреть!
Отсылайте работы с ним - или через Личное Дело.
Предыдущие лекции расположены вАрхиве.